top of page
Поиск
  • Фото автораАлександр Костюков

Коуч-походы: практика развивающих путешествий

Обновлено: 23 сент. 2018 г.

Не просто туризм, но коуч-походы: Непал, Корея, Южная Америка, Россия. Автор этого названия – Александр Костюков, бизнес-тренер и фасилитатор, рассказывает о том, что делает простое путешествие развивающим.



Про приставку «коуч»

Изначально идея была простая: в поход я беру коучей, и у людей будет возможность поработать с ними в путешествии. Если, конечно, люди захотят. Вообще все, что предлагается в походе, делать необязательно (кроме того, что необходимо для выживания и комфорта). Такой принцип. В самом первом коуч-походе мало кто воспользовался возможностью работы с коучами. Но почти все говорили, что для них самым сдвигающим была природа, сам поход.

И это не меняется: важность коучей в походе не больше чем слэклайна, например, или возможности голой жопой сигануть в воду или сесть на катамаран и прыгнуть с порога. Никогда не знаешь, что тебя сильнее сдвинет или трансформирует. И, нет, приставка «коуч» не говорит о том, что ты должен обязательно работать со своими целями. Ничего ты не должен. И это история не про цели. Она про установление связи с собой простым, настоящим. Про то, как убрать лишнее. А там придут и цели и энергия на них.


Про принципы, которые помогают сделать путешествие развивающим Принципов несколько, и каждый важен.

  1. Нет ничего обязательного, кроме пути.

  2. Нет алкоголя.

  3. Важно замечать, когда начинаются мурашки – это про осознанность. Для этого создаются ритуалы: вечерний круг, заполнение дневника.

  4. Нет времени: все начнется, когда начнется, и закончится, когда закончится.

  5. Все делаем сами – это не имитация похода, где есть инструкторы, и кто-то, кто обслуживает людей. Пошел дождь – сами натягиваем тенты. Сами готовим еду. Сами несем рюкзаки. В Непале туристы пользуются услугами портеров, которые за $15-20 в день несут твой рюкзак. А мы вот – сами.

  6. Принцип total learning community – это свежая идея, про мобилизацию знаний каждого для совместного развития, обучения. Идея не в том, что есть учитель и есть ученики. Каждый – ученик и каждый – учитель. Пример: мы в походе третий день под тентом из-за дождя. Чтобы не скиснуть, каждый написал, на какую тему мог бы поделиться информацией. Все проголосовали, и у нас появился формат лектория в лесу, это было потрясающе. Темы – от суицида и алкоголизма до «как выбирать кроссовки» и «как снимать женщин в клубе» – это было смешно. Про коучинг тоже было. Люди общались сами, мне не надо было это организовываться. Взрослые все что-то умеют. И они как среда не менее важны, чем коучи.



Про развивающие практики Мы берем в поход специальные карточки с вопросами. Утром тянешь карточку, весь день над вопросом думаешь (или нет), вечером делишься. Или задаешь вопрос всем – он пропутешествует через других, а ты больше поймешь про себя. К десятому дню твой вопрос побывает у нескольких людей, и ты вновь и вновь будешь находить на него ответы.

Еще одна традиция – специальный «дневник путешественника», мы его называем «рефлексивник». Тоже его сделали сами, в нем пишем про каждый день, вклеиваем что-то из поездки, даем расписаться друзьям и незнакомцам.

Вечерний разговор у костра – святое! Обсуждаем день, делимся важным.



Про замедление Важная идея коуч-похода – в замедлении. Мы едем жить медленно, никуда не спешить. Только в медленном режиме появляется возможность заметить, что ты делаешь, что происходит внутри. Услышать себя и, как результат, – услышать других. В одном из походов у нас даже был специалист по ничегонеделанию. Подходил к тем, кто был чем-то занят, и спрашивал: «А ты вот сейчас делаешь вот это – зачем? Может, ну его, м?»


Наша жизнь ускоряется с каждым годом. Но скорость нашего осмысления происходящего остается прежней. Чтобы нагнать темп, мы зацикливаемся на том, что надо быстро, быстрее, еще быстрее. Не надо. Важно уметь переключать скорости – замедляться: в любви, в отношениях, в разговорах. Научись расслаблять эту мышцу.



Про принятие. Быстрее всего развивает в тебе принятие Непал. Во-первых, потому что кругом живой пример – местные ребята вообще не парятся. Ничем. Например, обещают, что вот сейчас все будет. И это «скоро» не происходит 2 часа. И ты никак на это не можешь повлиять. Или сегодня живем в доме без крыши. По нам бегают мышки. Прими и расслабься. Или живем под водопадом 4 дня. Ничего не сделать с шумом падающей воды, а потом раз – и ты ее уже не слышишь.



О темах коуч-похода. У каждого похода есть тема. Например, в походе «Простые вещи» я в фокус людей ставил привычные действия, какие-то мелочи, которые приносят радость. Например, это может быть теплый чай, который налил друг. Или чай, который ты налил другу. Что-то простое, но важное, что мы перестаем замечать. И вот когда замечаешь, задумываешься: как я могу больше этой радости привнести в жизнь? И это мощно.

В Непале была тема «Радостэ» . От непальского приветствия «Намастэ», что дословно означает: «я вижу в тебе божественное начало». Радостэ было много. И глубины было много. Как вам вот такое, например: непальцы не прощаются при расставании, потому что мы всего лишь тела. Тела расходятся, но души-то всегда рядом, зачем прощаться?



Про открытия походов Первое важное открытие – я могу! Человек вдруг удивляется, что он может, например, целый день идти под рюкзаком. Думает – не могу в палатке спать, а утром просыпается: ух, ты, могу! Три дня идти в лесу под дождем – могу! Порог пройти – могу. Довериться другим людям – могу! И это «Я могу!» потом очень пригождается в жизни.


Второе открытие – первые разы. Люди в коуч-походах часто делают что-то впервые в своей жизни. Это начинается еще до похода, например, сбор рюкзака. А потом: горная река, катамаран, еда на костре, попытка поймать баланс на слэклайне, этих «первых разов» всегда много. И внутри установка меняется с «не умею и не надо» на «надо попробовать!». Появляется открытость к экспериментам, готовность что-то делать в первый раз, уже и за рамками похода. И люди привносят в свою жизнь то, что они не делали раньше.



Еще одно открытие – внутренняя игра. Внутренний критик в походе замолкает, воспринимает происходящее как дурачество. А потом понимает, что не дурачество. Просто это жизнь. Хочешь подойти и обнять – подойди, обними. И не включается в голове «С чего это я буду кого-то обнимать?». День на 7-8 в голове «критик» исчезает совсем, начинается нужная звенящая пустота, в которой человек может себя настоящего, наконец, послушать. Перестать торговаться с собой, разрешая себе что-то делать, а просто брать и делать, когда хочется. Обниматься. Дурачиться.

Вспоминаю: мы едем с водопадов, водитель врубает шансон. Слова простые, что-то про «у девчонок между ног дует дует ветерок». Мы выходим в Партизанске, находим в ютьюбе эту песню, нас 19 человек и мы хором поем. И тут одна девочка в сердцах говорит: «Нам надо что-то сделать! Мы не можем такими вернуться!». А у меня в голове – привнести это состояние в привычную жизнь.




Оказывается… Оказывается, чтобы чувствовать себя хорошо и даже ощущать счастье, надо мало. Например, ты вполне обойдешься теплым чаем и другом рядом. Оказывается, можно сесть жопой в грязь, и классно! Оказывается, я могу быть источником уюта для других: могу подвинуться на бревне, подозвать сесть рядом другого, чтобы ему не шел дым в глаза. Оказывается, мне не страшно попросить поддержку. Оказывается, жизнь можно не откладывать на потом. Вот как, оказывается…


Про коуч-поход длиной в год Моя мечта – сделать проект длиной в год, включающий четыре путешествия: Россия, Непал, Патагония, Южная Корея. И подкрепить его погружением: вебинары, другие форматы. Год участники отслеживали бы свое развитие. Эта идея будоражит!



И напоследок история Мы собирались пойти в пещеры, и мне звонит новенький: что надо, чтобы с вами? Объясняю: нужно собраться – рюкзак, спальник, купить билет. Думаю, сольется, пещеры – непростая история. Утром он пишет: я все сделал!

Взрослый мужик, под 40, все в жизни есть. Пошел с нами, и тихо так себя вел, скорее, больше наблюдал. И вот вечером пошел в палатку спать, а мы сели у костра, поем песни. Он вылазит в 2 часа ночи: «Чего вы делаете? А что, можно с вами?» И вылез. И сел. Посидел. И спустя какое-то время начал постукивать рукой по коленке в такт.

Выглянул немного их раковины. А на вокзале пожал мне руку, заглянул в глаза и сказал: «Это был самый важный поступок в моей жизни – пойти в поход».




Про идею развивающего путешествия. Любое путешествие развивает! Но можно усилить этот вектор, внеся ясную идею в путь, через ритуалы, совместные практики.


Я с радостью готов делиться опытом и общаться по теме развивающих путешествий!

Находитесь, друзья! Давайте поговорим!




Смотри расписание коуч-походов на www.coachpohod.ru Александр Костюков в инстаграм http://instagram.com/akostyukov в Фейсбук https://www.facebook.com/kostyukov.sasha

405 просмотров1 комментарий

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page